Анализ опроса на тему
«Великая Отечественная война – взгляд подрастающего поколения»
В рамках реализации проекта Городского филиала № 1 по нравственно-патриотическому воспитанию «Алексин Помнит!», посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, сотрудниками МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система» им. князя Г.Е. Львова на подготовительном этапе проекта был проведен опрос подростков и молодёжи Алексинского района на тему «Великая отечественная война – взгляд подрастающего поколения».
Цель опроса: выяснить, чем является Великая Отечественная война для подрастающего поколения, определить их отношение и интерес к истории России и празднованию Дня Победы.
Было опрошено 175 человек, учащихся образовательных учреждений Алексинского района. 48,5% респондентов – юноши и 51,5 % – девушки. Возраст опрошенных: 13-14 лет – 14,3%; 15-16 лет – 61,1%; 17-18 лет – 21%; 19-27 лет – 3,4 %. Опрос-лист состоял из 14 вопросов. Обработка результатов опроса выявила следующее.
Все 100% анкетируемых знают дату начала Великой Отечественной войны.
Интересуются событиями, произошедшими в годы Великой Отечественной войны – 81,1%, не интересуются совсем – 2,3%, интересуют больше события, происходящие в наши дни – 16,6%.
На вопрос: «Из каких источников Вы узнавали о событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны?», были получены такие ответы: 45,7% - Интернет, 45,7 – книги, 68% - школа, свой вариант дали 24% опрошенных: 18,3% – рассказы родственников (старшее поколение) и 5,7% – кино.
Анализ ответов на вопрос: «Великая Отечественная война для Вас – это, прежде всего…» – позволяет утверждать, что для большинства респондентов – «Это событие в истории моей Родины, которое вызывает гордость» (52%), 30,8% опрошенных выбрали вариант ответа: «Это великий подвиг, достойный подражания», а 28% – считает, что Победа в Великой Отечественной войне – «Это свидетельство силы духа нашего народа».
Индифферентное (безучастное, равнодушное) отношение к Великой Победе зафиксировано в ответах участников опроса: 7,4% выбрали ответ «Война – это известный исторический факт»; 3,4 % ответили, что никогда не задумывались над заданным вопросом.
Таким образом, можно констатировать, что современное молодое поколение в своём большинстве осознаёт значимость Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и нашего народа, понимает, какой подвиг был совершен. Отношение к историческим событиям и их оценка зависит от степени осведомленности о них.
В ходе опроса участникам было предложено оценить степень своей осведомлённости о Великой Отечественной войне.
Большая часть опрошенных (72,6%) выбрала вариант ответа, соответствующий средней степени осведомлённости: «Понимаю значимость этого события в истории России, знаю основные этапы и результаты Великой Отечественной войны, но точные даты и имена затрудняюсь назвать».
20,6% опрошенных выбрали ответ, соответствующий высокой степени осведомленности: «Знаю важнейшие даты, события, персоналии Великой Отечественной войны, их оценки в научной и популярной литературе».
Вариант ответа, соответствующий низкой степени осведомленности: «Знаю, что такое событие было», выбрали 6,8% респондентов.
Ответы на открытые вопросы, касающиеся знаний подростков и молодёжи различных аспектов истории Великой Отечественной войны, показали, что большинство анкетируемых знают основные битвы Великой Отечественной войны. Так, отвечая на открытый вопрос: «Какие решающие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?» 59,4 % назвали Сталинградскую битву, 65,4 % – Курскую битву, 57,7% – битву за Москву, 32,6% – блокаду Ленинграда, 31,4% – битву за Берлин, битву за Севастополь – 10,3%, 6,3% – Белорусскую операцию, битву за Смоленск – 4,6%, форсирование Днепра – 3,4%, битву за Кавказ – 2,9% и Ржев – 2%.
Вопрос о героях Великой Отечественной войны, на наш взгляд, должен был продемонстрировать уровень знаний неформализованной истории Великой Отечественной войны. Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что таких героев нынешняя молодежь знает очень мало. Были названы Г. Жуков – 29,1 %, А. Матросов – 18,8%, З. Космодемьянская – 18,2%, А. Маресьев – 16,6%, К. Рокоссовский – 8% герои-панфиловцы – 7,4%, О. Кашевой – 5,7%, С. Чекалин – 5,1%, Н. Гастелло – 5,1%, З. Портнова – 4%, А. Покрышкин – 4%, В. Котик -4%, Н. Сиротинин – 4%, У. Громова – 3,4%, Л. Голиков – 2,9%., С. Коновалов -2,8, З. Колобанов – 2,3 %, В. Талалихин -2,3%, И. Кожедуб – 2,3%, Н. Ковшова – 2%, В. Дубинин -2%, единично были упомянуты М. Кузьмин, В. Леонов, С. Тимошенко, И. Ларкин, П. Харитонов, Н. Ватутин, А. Корзун, М. Егоров, С. Мартиросян, Л. Шевцова.
Среди героев-алексинцев были названы: М. Поливанова – 22,3%, И. Агеев – 10,5%, И. Макаров – 8,8%, В. Воронков – 6,3%, П. Романов – 5,1%, Н. Бычков – 2%, И. Филатов – 2%, единично упомянуты были Г. Николаев, П. Поляков, Н. Серебряков, И Савощев.
Ответы на следующую группу вопросов также свидетельствуют о том, что на общем фоне достаточно высокого знания и осознания значимости Победы в Великой Отечественной войне, присутствуют отдельные элементы незнания и субъективной переоценки этого события. Группировка ответов на открытый вопрос: «Как Вы думаете, почему война 1941-1945 гг. называется Великой Отечественной?», позволяет выделить четыре группы ответов, 1-3 из которых соответствуют выводам официальной истории, а четвертая имеет ярко выраженную личностную окрашенность. Ответы распределились следующим образом:
1. «Потому что это была великая борьба за Победу, за независимость и свободу нашей Родины» (69,1%)
2. «Потому что от этой победы зависела жизнь всех последующих поколений России» (31,4%).
3. «Потому что она унесла много жизней простых людей» (9,1%)
4. «Потому что она породила гордость за своих родственников, которые воевали» (6,8%).
Главными результатами Великой Отечественной войны, по мнению респондентов, являются: «Возможность жить под мирным небом и в свободной стране» (66,8%), «Гордость за Родину» (13,7%), «Факт защиты Родины от врагов – доказательство силы духа и доблести защитников» (21,7%), «Победа над фашизмом» (32,5%).
77,8% опрошенных знают, кто из их родственников воевал на фронте, 6,8% - утверждают, что среди их родственников никто не воевал, а 15,4 % - не знают о таких фактах в своей семье.
На вопрос: «Каковы Ваши чувства в отношении 9 мая?», были получены следующие ответы:
- Самый великий праздник, и равного ему не будет – 45,1%
- То, благодаря чему чувствуешь гордость за свой народ – 54,8%
- Просто радостный день окончания страшной войны – 10,8%
- Праздник, как праздник -1%
- Чувствую безразличие – 1%
- Очень неоднозначно отношусь к этому дню 2%
- Раздражает шумиха вокруг этой даты и только- 1%
90,3% опрошенных считают, что нужно проводить общественные мероприятия, связанные с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, не нужно – 2,3%, затрудняются ответить на этот вопрос – 7,4 %.
На основе приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:
– знания молодых людей о Великой Отечественной войне в большинстве соответствуют содержанию официальной истории, преподаваемой в учебных заведениях и представленной в других информационных источниках;
– снижение уровня знаний молодых людей о конкретных исторических фактах является закономерным явлением в условиях, когда, с одной стороны, уменьшается количество часов, отводимых на данную тему в учебных курсах истории, а, с другой стороны, носителей социальной памяти становится все меньше и меньше (по результатам опроса у каждого пятого респондента (22,2%) нет родственников, переживших войну или о них ничего не известно), основными становятся опосредованные источники информации;
– следует больше внимания уделять изучению истории Великой Отечественной войны в учебных заведениях, искать новые формы работы с этим историческим материалом в деятельности библиотек, шире использовать возможности сети Интернет, включения молодых людей в поисковые, патриотические, краеведческие мероприятия, изучение истории семьи и отдельных личностей в войне.
Результаты опроса-исследования свидетельствуют о том, что патриотические чувства современных подростков и молодежи ослабли, поэтому тема патриотизма в настоящее время актуальна. Следовательно, основной задачей является нравственно-патриотическое воспитание молодого поколения через привлечение подростков к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в библиотечных мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.
Основным фактором формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения должна стать системность и регулярность просветительской работы, создание специфической информационной среды, наполненной не только конкретными фактами о важнейших событиях этой войны, но и личностно окрашенными повествованиями о повседневных практиках военного времени, судьбах людей, прошедших войну.
Именно с этой целью и создан проект «Алексин Помнит!»
Наталья Лагутина,
заведующая Городским филиалом №1