Социальные налоговые вычеты
Виды социальных налоговых вычетов
Работодатель может предоставить работнику следующие социальные вычеты
(пп. 2 - 5, 7 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ):
- на обучение;
- лечение (включая дорогостоящее);
- фитнес;
- негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни;
- уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.
Работодатель не вправе предоставлять социальные вычеты на пожертвование и на расходы на прохождение независимой оценки квалификации. Это делает налоговый орган, когда налогоплательщик подает декларацию по окончании года (пп. 1, 6 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
Социальный налоговый вычет на фитнес
Для получения вычета на фитнес работодателю необходимо предоставить
(пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ):
- письменное заявление на вычет от работника;
- уведомление из налоговой инспекции о подтверждении права на вычет.
Фитнес-услуги должны быть включены в перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством РФ. К исполнителю услуг предъявляются определенные требования.
ВАЖНО!!! Вычет применяется к доходам, полученным работниками начиная с 1 января 2022 г. (ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
Сумма вычета складывается из собственных расходов налогоплательщика на физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему и (или) его детям в возрасте до 18 лет (включая усыновленных и подопечных) (пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Предельный размер социального вычета на фитнес - 120 000 руб. за год в совокупности с отдельными видами вычетов.
Социальный налоговый вычет на лечение,
на дорогостоящее лечение
Для получения вычета на лечение работодателю необходимо предоставить
(пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ):
- письменное заявление на вычет от работника;
- уведомление из налоговой инспекции о подтверждении права на вычет.
Предельный годовой лимит размера социальных вычетов на лечение, равен 120 000 руб. в совокупности с отдельными видами вычетов.
Размер социального вычета на дорогостоящее лечение не ограничен, то есть он предоставляется на всю сумму расходов на такое лечение (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Для целей предоставления социального вычета отнесение медицинской услуги к дорогостоящим видам лечения зависит от того, указана она в Перечне дорогостоящих видов лечения или нет.
Вычет предоставляется на лечение себя, супруга, родителей, несовершеннолетних детей.
Социальный налоговый вычет на обучение
Для получения вычета на обучение работодателю необходимо предоставить
(п. 2 ст. 219 НК РФ):
- письменное заявление на вычет от работника;
- уведомление из налоговой инспекции о подтверждении права на вычет.
Данный вычет предоставляется работнику в сумме фактически произведенных им расходов на его обучение, обучение его брата (сестры), детей, но не более установленных пределов (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
Предельный размер социального налогового вычета для работника на свое обучение, обучение брата (сестры) - 120 000 руб.за год в совокупности с отдельными видами вычетов (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
Предельный размер социального налогового вычета на обучение одного ребенка, подопечного - 50 000 руб. на обоих родителей (опекунов, попечителей) (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Социальный налоговый вычет на лекарства
Налоговый вычет можно получить в связи с покупкой лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных лечащим врачом и приобретенных физлицом за свой счет
(пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Для предоставления работнику социального вычета в сумме расходов на лекарства работодателю необходимо иметь следующие документы (п. 2 ст. 219 НК РФ):
- письменное заявление на вычет от работника;
- уведомление из налоговой инспекции о подтверждении права на вычет.
Предельный годовой лимит размера социальных вычетов, равный 120 000 руб., который применяется к совокупности отдельных видов вычетов (пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
Социальный налоговый по взносам в НПФ
Вычет по взносам в НПФ предоставляется в сумме фактически произведенных расходов на уплату страховых взносов, но не более 120 000 руб. за год в совокупности с отдельными видами вычетов
(пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
Работодателю для предоставления вычета работнику необходимо иметь (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ):
- письменное заявление на вычет от работника;
- уведомление из налоговой инспекции о подтверждении права на вычет.
Вычет в сумме пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения работодатель вправе предоставить только в отношении сумм, которые он удержал из выплат в пользу работника в качестве таких взносов и перечислил в негосударственный пенсионный фонд (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ, Письмо Минфина России от 04.06.2020 N 03-04-06/47980). Перевод работника из одного обособленного подразделения в другое не влияет на порядок предоставления вычета (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-04-06/105666).
Социальный налоговый вычет на страхование жизни
Вычет на страхование жизни предоставляется в сумме фактических расходов, но не более 120 000 руб. за год в совокупности с отдельными видами вычетов
(пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
Для вычета работодателю нужно предоставить следующие документы (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ):
- письменное заявление работника в произвольной форме;
- документы, подтверждающие соответствующие расходы.
ПО ВОЗНИКШИМ ВОПРОСАМ ОБРАЩАЙТЕСЬ В ЦЕНТР ПРАВОВОЙ И ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО АДРЕСУ:
г. Алексин, ул. Революции, д. 7
телефон: 8 48753 6 74 07















