Программа по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения детей и подростков«Детская библиотека – центр воспитания толерантного сознания у детей через книгу»
Паспорт программы
Наименование программы: программа городского детского филиала МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения детей и подростков "Детская библиотека – центр воспитания толерантного сознания у детей через книгу".
Проблема: В настоящее время в условиях повышенной мобильности населения часто возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями или интеллектуальным уровнем. В подростковой среде, а иногда и среди детей младшего возраста не редкость присутствие недоброжелательности, озлобленности и даже агрессивности, имеет место значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях.
Обоснование необходимости программы
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью.
Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Алексинский край – многонациональный. В детских садах, школах города и района воспитываются и учатся представители многих национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, чеченцы, таджики, узбеки и др.; есть дети из семей с межнациональным браком. Поэтому возникла необходимость создания этой программы.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Нетерпимость к различиям (расовым, этническим, религиозным, возрастным, гендерным и т.д.) может привести людей к катастрофическим последствиям. Однако попустительство и снисхождение могут не в меньшей степени сотрясти человеческий мир.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Одним из эффективных способов формирования толерантных отношений считается воспитание. Известно немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у детей и подростков. Это использование художественных произведений, различных тематических видеоматериалов, а также организация диалоговых форм работы.
Библиотека – открытая система, куда может прийти любой и каждый. Именно поэтому библиотека, сегодня имеет возможность вести уважительный рассказ о культурах, традициях, взглядах других людей на примерах мировой художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающие их доступными. Нам, библиотекарям, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей и подростков в духе толерантности.
Наша программа "Детская библиотека – центр воспитания толерантного сознания у детей через книгу" разработана в помощь детям и подросткам в преодолении трудностей в период интолерантности и призвана воспитывать детей и подростков с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире.
Основание для разработки
Цель программы: создание эффективных условий для формирования толерантного сознания у детей и подростков с помощью книги и разнообразных форм межличностного общения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- формирование толерантного мировоззрения;
- формирование межличностной толерантности;
- воспитание культуры взаимопонимания и позитивного диалога;
- воспитание у детей и подростков нетерпимого отношения к проявлению агрессии и насилия;
- продвижение идей толерантности и культуры мира, а также расширение знаний об этническом и культурном многообразии мира.
Основные направления реализации программы
® Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.
® Выработка образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания благожелательной атмосферы в любых детских коллективах, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров и т. п.
® Реализация идеи воспитания в детях и подростках открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть учить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.
® Создание благоприятного культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от национальной принадлежности, социальной группы чувствует себя защищённым и способным к открытому взаимодействию с миром.
Основные целевые группы, на которые направлена программа
Учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, классные руководители, родители.
Инициатор программы
Городской детский филиал МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.
Партнеры в реализации программы
В тесном контакте с городским детским филиалом сотрудничают:
- Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
- Учреждения культуры города;
- Учебные заведения дошкольного, общего среднего образования; учреждения дополнительного образования города Алексина (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10, 21», МБОУ «СОШ № 11», МБОУ «Гимназия № 13», МБДОУ «ДДТ»);
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр-психолого-медико-социального сопровождения" (МБОУ "ЦПМСС");
- ГОУ ТО «Алексинская коррекционная общеобразовательная школа для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
- Местная религиозная организация православный Приход Свято-Успенского храма г. Алексина Тульской области Тульской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
- СМИ.
Сроки реализации программы: сентябрь 2015г. – июнь 2016г.
Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.
I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.
III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы городского детского филиала по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения детей и подростков.
IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.
Ожидаемые результаты программы
- создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
- создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания детей и подростков;
- восстановление национальных традиций российской культуры;
- создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности;
Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции толерантного воспитания детей и подростков могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.
Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по толерантному воспитанию детей и подростков, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.
Куратор программы: Методический отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова, методист – Денисова Наталья Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.
План-график работ по программе
(см. по ссылке)
В рамках данной программы предусмотрено:
- целенаправленное формирование ядра книжного фонда, информационных ресурсов по толерантному воспитанию;
- противодействие поступлению и распространению литературы псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества;
- воспитание культуры чтения книг по толерантности;
- организация совместных научно-практических конференций и чтений, массовых мероприятий (обзоры новой литературы, уроки доброты, часы общения, литературные праздники и вечера, конкурсы, тематические программы, устные журналы, часы откровенного разговора, вечера-диалоги, встречи, игры-занятия по толерантности и т.д.), способствующих привлечению в библиотеку детей и подростков;
- привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству с библиотекой учреждений, ведущих работу по толерантному воспитанию детей и подростков.