Программа по знакомству детей со сказками «Сказочная азбука»
Скачать в документ в форме MS Word
Информационная карта программы
Название программы |
Программа по знакомству детей со сказками «Сказочная азбука» |
Разделы программы |
|
Разработчик программы |
Методический отдел, Детский отдел Центральной городской библиотеки МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система» им. князя Г.Е. Львова |
Ф.И.О. руководителя учреждения |
Директор Макеева С.Г. |
Контактные данные |
Почтовый адрес: 301369 г. Алексин, Тульская область, ул. 50 лет Октября, д. 2 |
Участники и партнеры в реализации программы |
Участники - воспитанники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11» (старший дошкольный возраст), учащиеся младших классов МБОУ «СОШ № 1», воспитатели, классные руководители, родители. Партнеры - Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин; учреждения культуры города; СМИ |
Обоснование актуальности программы |
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. К тому же, дети, в силу своего возраста, испытывают ряд детских проблем: капризничают, не убирают за собой игрушки, не хотят есть, стесняются, не любят умываться, жадничают, имеют проблемы со сном, много времени проводят за компьютером или у телевизора, грубят родителям, дерутся, не могут найти со сверстниками общий язык, обманывают, боятся темноты, гостей и многое др. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности, которые можно развить с помощью сказок. Эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство со сказками всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты сказок переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. |
Цели и задачи программы |
Цель программы: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки. Задачи:
3. Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. 4. Знакомство с народными, авторскими сказками русских и зарубежных писателей из фонда библиотеки. Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации мероприятий программы «Сказочная азбука». |
Краткое содержание программы |
Программа по знакомству детей со сказками утверждена директором МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова. Программа содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель. «Путешествие по сказкам» - мероприятия, направленные на ознакомление с историей возникновения сказок, основными видами сказок, с творчеством художников, иллюстраторов сказок. В этом разделе главный упор сделан на приобщение детей к миру сказок. «Слушаю, представляю, творю» - мероприятия по развитию детского творчества через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. Этот раздел включает организацию конкурсов рисунков, поделок по сказкам, инсценирование сказок, лепку, раскрашивание иллюстраций и др. мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей. Через творческую деятельность ребенок способен глубже почувствовать образность художественного слова сказок, самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности. «В мире книг. Читаем сказки». Данный раздел включает в себя выставочную, рекламную и издательскую деятельность (тематические выставки, рекомендательные списки, тематические буклеты, закладки), которая познакомит начинающих читателей и их родителей с литературой данной тематики. Мероприятия данного раздела направлены на создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению сказок. |
Сроки и этапы выполнения программы |
Сроки реализации программы: сентябрь 2015 г. – июнь 2016 г. Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы. I этап – организационно – подготовительный (предпрограммный): подготовка документации по программе; подбор и изучение литературы по теме программы; постановка цели и задач, составление перспективного плана работы. II этап – практический. Реализация основных мероприятий программы. III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы детского отдела по знакомству детей со сказками. IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе. |
Ожидаемые результаты |
Ожидаемые результаты:
|
Пояснительная записка
Сказка – один из старейших жанров народного творчества, вобравший в себя мудрость поколений и веков. Она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным.
Сказки в детстве – это целая жизнь, волшебный мир вымышленных персонажей и самых невероятных историй. А потому с помощью сказок можно не только научить ребенка добру, вежливости, отзывчивости и многим другим ценным качествам, но и помочь ему преодолеть детские проблемы.
Сказка не дает прямых наставлений ребенку (слушайся родителей, уважай старших, не обижай младших), но в ее содержании заложен урок, который он при чтении прекрасно воспринимает.
Сказка учит добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолевать трудности.
Сказка - волшебная возможность проникнуть в душу ребенка, использующая всю силу художественных средств и воображения маленького человека.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
В библиотеку приходит много детей, и именно библиотека, мобилизуя все способы, приемы, механизмы, методики, способна сформировать творческие качества личности на основе знакомства со сказкой: воображение, вербальные способности, наблюдательность, образную память, способность к импровизации, к выразительному движению, к мышлению, к сравнительно-оценочной деятельности, т.е. ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.
Программа «Сказочная азбука» разработана в помощь в воспитании у детей ценностных ориентаций посредством сказки.
Основные направления реализации программы
® Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих знакомству детей со сказками.
® Выработка образовательной стратегии, которая призвана служить воспитанию у детей ценностных ориентаций через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.
® Реализация идеи воспитания в детях уважения к самому себе и другим детям.
Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по знакомству детей со сказками, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.
Инициатор программы: Детский отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.
Куратор программы: Методический отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова, методист – Денисова Наталья Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.
В рамках данной программы предусмотрено:
- воспитание культуры чтения книг о нравственных качествах человека: милосердии, доброте, справедливости;
- организация массовых мероприятий (обзоры новой литературы, уроки доброты, литературные праздники и вечера, конкурсы, тематические программы, игры-занятия и т.д.), способствующих привлечению в библиотеку детей и подростков;
- привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству с библиотекой учреждений, ведущих работу по нравственному воспитанию детей и подростков.