Программа по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на 2016-2017 гг. «Воспитание души»
«Нравственность – основа всех человеческих ценностей…»
(А. Эйнштейн)
Информационная карта программы
Название программы |
Программа по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на 2016-2017 гг. «Воспитание души» |
|
Разделы программы |
1. «Я - гражданин России!» 2. «Уроки хороших манер» 3. «Чудесный мир природы» 4. «Учимся видеть прекрасное» 5. «Живая лампада» |
|
Разработчик программы |
Методический отдел, Городской филиал №2 МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система» им. князя Г.Е. Львова |
|
Ф.И.О. руководителя учреждения |
Директор: С. Г. Макеева |
|
Контактные данные |
Почтовый адрес: 301367 г. Алексин, Тульская обл., шоссе Ген. Короткова, д. 3 |
|
Участники и партнёры программы |
Участники программы: дети дошкольного возраста, учащиеся начальных классов. Партнёры программы: Городской филиал №4, педагоги начальных классов МБОУ «СОШ № 2», педагоги дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ», методисты и воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28». |
|
Обоснование актуальности программы |
В настоящее время общество столкнулось с проблемой нравственного воспитания личности подрастающего поколения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подрастающего поколения искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, ихотличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Публичные библиотеки вправе претендовать на роль одного из основных социальных институтов, призванных нести ответственность за нравственное воспитание детей. В библиотеке создана среда, пропитанная духовностью и нравственностью, попадая в которую, ребенок невольно впитывает все то положительное, что накоплено человечеством. В библиотеке используются активные формы работы, включившись в которые дети имеют возможность высказаться, дать оценку чему - либо, активно выразить свое отношение, услышать мнение других, т.е. накапливать положительный опыт и расти духовно и нравственно. В фондах библиотеки - колоссальные информационные ресурсы, с помощью которых можно найти ответ практически на любой вопрос в сфере нравственности, духовности, психологии, эстетики, творчества. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки библиотечной программы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста «Воспитание духа». |
|
Цели и задачи программы |
Цель программы: формирование основ моральных качеств ребенка; приобщение детей к моральным и нравственным ценностям. Задачи программы:
|
|
Краткое содержание программы
|
Программа содержит пять разделов мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель.
1 раздел«Я - гражданин России!» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на воспитание гражданственности, патриотизма, дающих элементарные представления о важнейших событиях истории России; развивающих умение отвечать за свои поступки; повышающих интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны; воспитывающих уважение к защитникам Родины.
2 раздел «Уроки хороших манер» - мероприятия, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания. В этом разделе главный упор сделан на формирование начальных представлений о правилах поведения; умения различать хорошие и плохие поступки; воспитание отрицательного отношения к грубости, оскорбительным словам и действиям.
3 раздел «Чудесный мир природы» - мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению детей, направленные на воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде. Задачи данного раздела: развитие у детей экологической культуры; формирование экологических знаний, умений и навыков деятельности в природе; воспитание любви к природе, стремления беречь, приумножать ее.
4 раздел «Учимся видеть прекрасное» состоит из мероприятий, цель которых - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, воспитание ценностного отношения к прекрасному. Эта цель реализуется в процессе чтения книг, занятий художественным творчеством, ознакомления с произведениями искусства, выставками.
5 раздел «Живая лампада» состоит из мероприятий, направленных на воспитание православной культуры, включающих знакомство с православными народными традициями, православным календарём; формирующих элементарные представления о роли религии в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. |
|
Формы и методы |
В перечень мероприятий программы включены тщательно отобранные мультфильмы, поучительные сказки, беседы; занимательные игры и развивающие задания, с использованием инновационных форм работы; творческая художественная деятельность детей; организация выставок. В ходе реализации программы дети должны будут разрешать проблемные ситуации, работать в группах и выполнять творческие задания. |
|
Сроки выполнения программы |
Сроки реализации программы: 2016-2017 г.г.. I этап – подготовительный – август 2016 г. (разработка конкретных мероприятий по реализации программы). II этап – основной – сентябрь 2016 – июнь 2017 г. (реализация основных целей и задач программы; проведение запланированных мероприятий в рамках программы «Воспитание души»). III этап – заключительный - июль 2017 г. (подведение итогов по реализации программы; соответствие результатов реализации программы с поставленными целью и задачами). |
|
Ожидаемые результаты
|
Ожидаемые результаты - принятие детьми конкретных моральных ценностей: правил или идей, формирование основ моральных качеств.
Иметь представления: - о дружбе, товариществе; - о милосердии, доброте; - о нравственных нормах поведения; - о правилах речевого этикета; - о растительном и животном мире; - справедливо оценивать свои поступки и поступки друзей; - справедливо решать споры и конфликты; - сопереживать успехам и неудачам друзей; - уважительно относиться к друзьям; - критично относиться к своим поступкам и поступкам друзей.
Уметь: - доброжелательно и уважительно относиться к близким; - различать хорошие и плохие поступки; - проявлять доброту в общении с детьми; - распознавать аморальные качества (трусость, жестокость, леность, лживость), давать им оценку; - учитывать и принимать позицию другого; - определять дружеские проявления людей; - взаимодействовать в команде; - осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах; - бережно относиться к растениям, животным и птицам.
Иными словами, если дети осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях будут стремиться поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы. |
Пояснительная записка
Социально-нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной задачей формирования личности является выработка у детей активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с дошкольного возраста, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека.
Содержание программы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на 2016-2017 гг. «Воспитание души» предусматривает формирование у детей нравственных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению; ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважение и любви к Родине.
В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагаем только он – универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа.
Более значимыми становятся книги по истории нашей Родины, о ее славных победах, о вкладе России в мировую культуру, о православных народных традициях. Особое место в круге чтения детей должны занять книги о природе России, о родном крае.
Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Библиотекарь - руководитель программы «Воспитание души» не назидательно, а легко и доступно должен объяснить самые необходимые жизненные правила. Главное сегодня - найти оправданные способы влияния на чтение детей и развитие их духовных и нравственных качеств.
Не случайно, выдающийся английский ученый - этнограф Д. Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье».
Программа «Воспитание души» рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 - 2 раза в месяц. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: диалог, беседа, речевая игра, викторина, ролевая игра, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия – утренники, экскурсии, творческие мастерские. Активно и обильно используется наглядность.
Перечень мероприятий по реализации программы «Воспитание души»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Организаторы |
|
||
1. |
Разработка программы; разработка конкретных мероприятий по реализации программы; обсуждение и утверждение плана мероприятий программы |
август 2016 |
Директор, методист, заведующая Городским филиалом № 2 |
|
||
1. «Я - гражданин России!» |
|
|||||
1.1. |
Вечер-память «Белые журавли» |
октябрь 2016 |
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|
||
1.2. |
Игра-тест «Проявляешь ли ты толерантность?» |
ноябрь 2016
|
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|
||
1.3. |
Час информации «Понятия: свобода и вседозволенность» |
декабрь 2016 |
Библиотекарь Городского филиала № 2 |
|
||
1.4. |
Выставка-история «17 декабря. Не гаснет памяти свеча» |
декабрь 2016 |
Зав. Городским филиалом № 2 |
|
||
1.5. |
Виртуальная экскурсия «Былинные богатыри-защитники России» |
февраль 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|
||
1.6. |
Урок мужества «Города-герои»(День Победы) |
май 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|
||
2. «Уроки хороших манер» |
|
|||||
2.1. |
Выставка-просмотр «Добро, рассыпанное по страницам книг» |
ноябрь 2016 |
Библиотекарь
|
|
||
2.2. |
Памятка для родителей «Добро, рассыпанное по страницам книг» (детская литература по воспитанию культуры поведения) |
ноябрь 2016 |
Зав. Городским филиалом № 2 |
|
||
2.3.
|
Эрудит-шоу «И откроется остров сокровищ!» (правила этикета) |
февраль 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2,№4 |
|
||
3. «Чудесный мир природы» |
|
|||||
3.1 |
Мультимедийная презентация «Заповедные места родного края» (Приокско-Террасный заповедник) |
март 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|
||
3.2. |
Экологический турнир: «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей» |
июнь 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2,№4 |
|
||
4. «Учимся видеть прекрасное» |
|
|||||
4.1 |
Слайд-путешествие по картинам В. М. Васнецова «Художник и сказка» |
октябрь 2016 |
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|
||
4.2 |
Выставка рисунков «Пусть всегда будет МАМА!» |
ноябрь 2016 |
Библиотекарь Городского филиала№2 |
|
||
4.3 |
Слайд-презентация «Союзмультфильм. Вячеслав Котёночкин» (к 90-летию В. М. Котёночкина) |
июнь 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|
||
4.4 |
Выставка репродукций картин «В гостях у мариниста И. Айвазовского» (к 200-летию И. К. Айвазовского) |
июль 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2 |
|
||
5. «Живая лампада» |
|
|||||
5.1 |
Лингвистический праздник «Путешествие в страну языкознания» (к 215-летию Вл. Даля)
|
сентябрь 2016 |
Библиотекарь Городского филиала№2,Зав. Городским филиалом № 4 |
|||
5.2 |
Мастерская Деда Мороза «Рождественские гирлянды» |
январь 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2 |
|||
5.3 |
Неделя Православной книги «Живое слово мудрости духовной» |
апрель 2017 |
Библиотекарь Городского филиала№2 |
|||
5.4 |
Слайд-экскурсия «Святые источники Алексинского края» |
июнь 2017 |
Зав. Городским филиалом № 2 ,№4 |
|||