Программа по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения детей и подростков«Детская библиотека – центр воспитания толерантного сознания у детей через книгу»
Паспорт программы
Наименование программы: программа Городского детского филиала МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения детей и подростков "Детская библиотека – центр воспитания толерантного сознания у детей через книгу".
Проблема: В настоящее время в условиях повышенной мобильности населения часто возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями или интеллектуальным уровнем. В подростковой среде, а иногда и среди детей младшего возраста не редкость присутствие недоброжелательности, озлобленности и даже агрессивности, имеет место значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях.
Обоснование необходимости программы
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью.
Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Алексинский край – многонациональный. В детских садах, школах города и района воспитываются и учатся представители многих национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, чеченцы, таджики, узбеки и др.; есть дети из семей с межнациональным браком. Поэтому возникла необходимость создания этой программы.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Нетерпимость к различиям (расовым, этническим, религиозным, возрастным, гендерным и т.д.) может привести людей к катастрофическим последствиям. Однако попустительство и снисхождение могут не в меньшей степени сотрясти человеческий мир.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Одним из эффективных способов формирования толерантных отношений считается воспитание. Известно немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у детей и подростков. Это использование художественных произведений, различных тематических видеоматериалов, а также организация диалоговых форм работы.
Библиотека – открытая система, куда может прийти любой и каждый. Именно поэтому библиотека, сегодня имеет возможность вести уважительный рассказ о культурах, традициях, взглядах других людей на примерах мировой художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающие их доступными. Нам, библиотекарям, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей и подростков в духе толерантности.
Наша программа "Детская библиотека – центр воспитания толерантного сознания у детей через книгу" разработана в помощь детям и подросткам в преодолении трудностей в период интолерантности и призвана воспитывать детей и подростков с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире.
Основание для разработки
Цель программы: создание эффективных условий для формирования толерантного сознания у детей и подростков с помощью книги и разнообразных форм межличностного общения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- формирование толерантного мировоззрения;
- формирование межличностной толерантности;
- воспитание культуры взаимопонимания и позитивного диалога;
- воспитание у детей и подростков нетерпимого отношения к проявлению агрессии и насилия;
- продвижение идей толерантности и культуры мира, а также расширение знаний об этническом и культурном многообразии мира.
Основные направления реализации программы
® Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.
® Выработка образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания благожелательной атмосферы в любых детских коллективах, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров и т. п.
® Реализация идеи воспитания в детях и подростках открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть учить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.
® Создание благоприятного культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от национальной принадлежности, социальной группы чувствует себя защищённым и способным к открытому взаимодействию с миром.
Основные целевые группы, на которые направлена программа
Учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, классные руководители, родители.
Инициатор программы
Городской детский филиал МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.
Партнеры в реализации программы
В тесном контакте с городским детским филиалом сотрудничают:
- Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
- Учреждения культуры города;
- Учебные заведения дошкольного, общего среднего образования; учреждения дополнительного образования города Алексина (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10, 21. 25», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16, МБОУ «СОШ № 11», МБОУ «Гимназия № 13», МБДОУ «ДДТ»);
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр-психолого-медико-социального сопровождения" (МБОУ "ЦПМСС");
- ГОУ ТО «Алексинская коррекционная общеобразовательная школа для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
- Местная религиозная организация православный Приход Свято-Успенского храма г. Алексина Тульской области Тульской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
- СМИ.
Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.
Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.
I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.
III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы городского детского филиала по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения детей и подростков.
IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.
Ожидаемые результаты программы
- создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
- создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания детей и подростков;
- восстановление национальных традиций российской культуры;
- создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности;
Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции толерантного воспитания детей и подростков могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.
Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по толерантному воспитанию детей и подростков, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.
Куратор программы: Методический отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова, методист – Денисова Наталья Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.
План-график работ по Программе
Сроки 2016-2017 гг. |
Мероприятия |
Организаторы мероприятия |
Участники мероприятия |
Ответственный |
До 01.09.2016 |
Подготовка документации по программе |
ГДФ, МО |
Администрация библиотеки |
заведующая ГДФ, |
До 01.09.2016 |
Разработка комплекса мероприятий по программе |
ГДФ, МО |
Администрация библиотеки, представители образовательных учреждений города Алексина |
заведующая ГДФ |
В течение всего срока |
Пополнение книжного фонда, информационных ресурсов по толерантному воспитанию |
Работники библиотеки |
- |
ГДФ, Отдел комплектования |
В течение всего срока |
Мероприятия по формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе |
Заведующая ГДФ |
||
2016год |
||||
Сентябрь |
Актуальный разговор «Нас много, мы вместе» |
ГДФ |
Пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
Октябрь |
Час библиорадушия «Давайте жить дружно» |
ГДФ |
МБДОУ «Д/С комбинированного вида № 25» |
Сотрудники библиотеки |
Ноябрь |
Урок толерантности «Солнце светит всем одинаково» (16 ноября – День толерантности, 20 ноября – Международный день ребёнка, День принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка) |
ГДФ |
Учащиеся коррекционной школы, 1-7 кл.,
|
Сотрудники библиотеки |
Декабрь |
Акция «Возьмёмся за руки друзья» (3 декабря – Международный день инвалидов) |
ГДФ |
Учащиеся 5 кл. МБОУ «СОШ № 11», дети МБОУ "ЦПМСС" |
Сотрудники библиотеки |
2017 год |
||||
Январь |
Час общения «Уважая других, уважаешь себя»
|
ГДФ |
Учащиеся коррекционной школы 4-6 кл, настоятель Свято-Никольского храма Михаил Никитин |
Заведующая ГДФ |
Февраль |
Блиц-опрос «О богатстве русского языка» (21 февраля - Международный день русского языка) |
ГДФ |
Пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
Март |
Психологический урок «Все различны, все едины, все равны» |
ГДФ |
Учащиеся школы-гимназии № 13, 6 кл. |
Сотрудники библиотеки |
Апрель |
Диалог-размышление «Я в мире... Мир во мне» |
ГДФ |
Пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
Май |
Час откровенного разговора «Не нужен клад, коли в семье лад» (15 мая – Международный день семьи) |
ГДФ |
Учащиеся 8 класса МБОУ «Гимназия № 18», настоятель Свято-Успенского храма |
Сотрудники библиотеки |
Июнь |
Флэш-моб «Вместе целая страна» (1 июня – День защиты детей) |
ГДФ |
Лагерь дневного пребывания |
Сотрудники библиотеки
|
Июнь |
Информ-беседа «Настоящий друг - кто он? » Литературная игровая программа «Когда живётся дружно, что лучше может быть!» (9 июня – Международный день друзей) |
ГДФ |
Лагерь дневного пребывания МБДОУ «Д/С комбинированного вида № 10»
|
Сотрудники библиотеки Сотрудники библиотеки |
В течение всего срока |
Выставочная деятельность по тематике толерантности |
Заведующая ГДФ |
||
2016 год |
||||
Сентябрь |
Выставка-память «Эхо бесланской печали» (ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом) |
ГДФ |
Пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
Ноябрь |
Книжно-иллюстративная выставка «Жить в мире с собой и другими» (16 ноября – Международный день толерантности) |
ГДФ |
пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
Ноябрь |
Выставка-поздравление «Остров радости» (20 ноября – Международный день ребёнка. 20 ноября – день принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка) |
ГДФ |
Учащиеся коррекционной школы, 1-3кл.,, пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
Декабрь |
Выставка-пожелание «Под Новый год поделись своей добротой» |
ГДФ |
пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
2017 год |
||||
Май |
Выставка-иллюстрация «Этих дней не смолкнет слава!» (9 мая - День Победы) |
ГДФ |
Пользователи библиотеки |
Заведующая ГДФ |
Июнь |
Выставка-информация «В семье России все едины» (12 июня-День единства России) |
ГДФ |
Пользователи библиотеки |
Сотрудники библиотеки |
В течение всего срока |
Издательская деятельность, пропагандирующая толерантные модели поведения Закладки, брошюры, буклеты по данной тематике |
Заведующая ГДФ |
||
2016 год |
||||
Ноябрь |
Памятка «Будьте добрыми и человечными» (главные принципы толерантных отношений) |
ГДФ МО |
Учащиеся коррекционной школы, 1-5 кл, посетители библиотеки |
Заведующая ГДФ |
2017год |
||||
Январь |
Буклет «Другой, другие, о других"» (понятие толерантность, качества характера толерантного человека, правила толерантного общения, цитаты о толерантности) |
ГДФ МО |
Уч-ся школ МКР «Соцгород», посетители библиотеки
|
Заведующая ГДФ |
Апрель |
Закладка «Я дарю улыбку книге» (о книгах по толерантности, из фонда ГДФ) |
ГДФ МО |
Посетители библиотеки, посетители сайта |
Заведующая ГДФ |
Июнь |
Публикация «Дружить и дружбой дорожить» (что такое дружба, пословицы, поговорки, стихи о дружбе) |
ГДФ |
Дети из лагеря дневного пребывания, посетители библиотеки |
Заведующая ГДФ |
В течение всего срока |
Связь с общественностью (СМИ) Информирование населения через местные СМИ, телекоммуникационные технологии (Интернет) о работе ГДФ по формированию толерантности у детей и подростков |
ГДФ |
Газеты «Алексинские вести», «Алексинская городская», Алексинское телевидение, официальный сайт администрации МО город Алексин, сайт библиотеки |
Заведующая ГДФ |
До 31.06.2017г. |
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. |
ГДФ |
Администрация библиотеки |
Заведующая ГДФ |
В рамках данной программы предусмотрено:
- целенаправленное формирование ядра книжного фонда, информационных ресурсов по толерантному воспитанию;
- противодействие поступлению и распространению литературы псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества;
- воспитание культуры чтения книг по толерантности;
- организация совместных научно-практических конференций и чтений, массовых мероприятий (обзоры новой литературы, уроки доброты, часы общения, литературные праздники и вечера, конкурсы, тематические программы, устные журналы, часы откровенного разговора, вечера-диалоги, встречи, игры-занятия по толерантности и т.д.), способствующих привлечению в библиотеку детей и подростков;
- привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству с библиотекой учреждений, ведущих работу по толерантному воспитанию детей и подростков.