Программа по экологическому просвещению и воспитанию детей «Библиотека - центр экологического просвещения детей» на 2016-2017 гг.
Паспорт программы
Наименование программы: программа Городского филиала № 3 МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по экологическому просвещению и воспитанию детей «Библиотека – центр экологического просвещения детей».
Проблема: Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Для решения этой проблемы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля, начиная с дошкольного возраста, необходимо овладевать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы поведение было экологически осмысленным. Экологическое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении проблем выживания человечества.
Обоснование необходимости программы
В настоящее время взаимоотношения человека и природы очень сложные и напряжённые. Мы ощущаем, как меняется наш климат, меньше остаётся чистых, нетронутых лесов, озёр и рек. Тяжело дышится от выхлопных газов на улицах наших городов. Мы постоянно слышим об озоновых дырах, о загрязнении мирового океана, о страшных последствиях радиационных катастроф. Люди встревожены и понимают, что природа не безгранична. Мы поднимаем и бьём тревогу, потому что в отношении с природой человек переступил нравственный рубеж.
Все мы – дети одного большого царства Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Экология учит понимать тонкие взаимоотношения в мире Природы, сохранять её, жить с ней в согласии с самого детства, раскрывая свои секреты от А до Я.
Возникла необходимость создания программы, направленной на становление начал экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, через познание закономерностей природы.
Роль библиотеки в воспитании экологической грамотности и культуры неоспорима, поскольку она выполняет информационную, воспитательную, методическую функции. Библиотека располагает уникальными возможностями черпать экологические знания из книг, периодических изданий и других носителей информации.
Библиотека совершенствует свой справочный аппарат, создавая картотеки, продолжает пополнять тематические папки, подборки экологической тематики. Новые источники информации позволяют вносить разнообразие в традиционные формы работы библиотеки, в систему справочно-библиографического обслуживания.
Для продвижения экологической информации к читателю организуются книжные выставки, беседы, обзоры, громкие чтения, утренники, викторины, праздники, игры. Мероприятия развивают интерес к окружающему миру, ответственность за мир растений и животных, знакомят с правилами поведения в природе.
Библиотека может сыграть значительную роль в экологическом просвещении детей дошкольного возраста, где они могут получить широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни людей, увидеть красоту мира и родного края, научиться его любить и беречь.
Наша программа направлена на формирование экологической грамотности и культуры детей дошкольного возраста. Программа приурочена к Году экологии в Российской Федерации.
Основание для разработки
Цель программы: Формирование начал экологического сознания, экологической культуры детей дошкольного возраста, первоначальных практических навыков рационального природопользования, активной позиции через их приобщение к духовным ценностям природы и культуры.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- прививать детям навыки природоохранной деятельности, знакомить их с основами экологии;
- формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, учить размышлять над экологическими проблемами;
- расширять экологический кругозор;
- пробуждать интерес к родной планете, своему краю, познакомить детей с экологическими проблемами своей малой родины.
- привлекать к чтению книг экологической тематики;
- способствовать развитию творческих способностей через участие в литературных конкурсах, конкурсах рисунков и поделок и др.;
- воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, потребность в общении с природой.
Формы и методы
Выставки, часы информации, экологические конкурсы, викторины, акции, экологические сказки, игры, беседы, праздники, использование видео и аудиозаписей, электронной презентации.
Основные целевые группы, на которые направлена программа
Воспитанники дошкольного учреждения, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Инициатор программы
Городской филиал № 3 МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.
Партнеры в реализации программы
В тесном контакте с Городским филиалом № 3 сотрудничают:
- Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
- МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 18;
- СМИ.
Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.
Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.
I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.
III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы Городского детского филиала по экологическому просвещению и воспитанию детей.
IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.
Ожидаемые результаты программы
- Совершенствование работы по экологическому воспитанию в Городском филиале № 3.
- Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
- Формирование положительного имиджа библиотеки.
Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции экологического просвещения и воспитания детей могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.
Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по экологического просвещению и воспитанию детей могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.
Куратор программы: Методический отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова, методист – Денисова Наталья Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.
Программа содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель.
Раздел 1. «Человек и природа». Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.
В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление детей с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.
Темы:
- «Экологические опасности в окружающем мире» и «Экологическая безопасность в детском саду и дома, в природной среде: учусь предосторожности».
- «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях).
Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты». Главные задачи этого раздела - с помощью разнообразных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.
Темы:
- Царство животных
- Царство растений
- Природные стихии
Раздел 3. «Милая Родина моя». Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.
План-график работ по Программе
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Организаторы |
1. |
Подготовка документации по программе |
До 01.09.2016 |
Методист, заведующая Городским филиалом № 3 |
2. |
Разработка комплекса мероприятий по программе |
До 01.09.2016 |
Методист, заведующая Городским филиалом № 3 |
3. |
Пополнение книжного фонда, информационных ресурсов по экологическому просвещению и воспитанию |
В течение всего срока |
|
Раздел 1. «Человек и природа» |
|||
2016 год |
|||
1.1. |
Беседа «Земля - наш общий дом» Книжная выставка «Земля - наш общий дом» |
12.10.2016 |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2017 год |
|||
1.2.
|
Час размышления «Экологические опасности в окружающем мире» Книжная выставка «Чистая экология – здоровая жизнь» Экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки» |
Февраль
Февраль
|
Зав. Городским филиалом № 3 Воспитатель |
1.3. |
Урок-предупреждение «Жалобная книга природы» Выставка, обзор «Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету» Конкурс рисунков «Природа просит о помощи» |
Сентябрь |
Зав. Городским филиалом № 3
Воспитатель |
Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты» |
|||
2016 |
|||
2.1. |
Конкурс знатоков «По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?» |
04.10.2016 |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2.2. |
Литературный час о творчестве К. Паустовского «С природой одной он жизнью дышал» |
Ноябрь |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2.3. |
Литературно-экологическая развлекательная программа «Забавы зимушки – Зимы» |
Декабрь |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2017 год |
|||
2.4. |
Час информации «Что мы знаем о собаках?» Конкурс рисунков «Алексинские ребята о любимых зверятах» |
Январь |
Зав. Городским филиалом № 3 Воспитатель |
2.5. |
Познавательный час «Живут на свете кошки» Выставка «Мордочка, хвост и четыре ноги» |
Март |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2.6. |
День птиц «На крыльях весну принесли» Выставка, обзор «Страна пернатых» |
Апрель |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2.7. |
Выставка цветов «Природы милое творенье» Урок-общение «Цветы - бесценный дар природы» Книжная выставка, игра «Щедрое лето» |
Июнь |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2.8. |
Экопутешествие «Деревья - украшение земли» (по книге В. Морозова «Рассказы о русском лесе») |
Октябрь |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2.9. |
Экологический праздник ко Дню Зиновия Синичкина «Синичкин день» |
Ноябрь |
Зав. Городским филиалом № 3 |
2.10. |
Умные часы «Экологические уроки сороки Варвары» |
Декабрь |
|
Раздел 3. «Милая Родина моя» |
|||
3.1 |
Акция по уборке мусора на участке «Жить приятней в чистоте» |
Апрель 2017 |
Воспитатель |
3.2. |
Лекарственный эко-час «Кладовая здоровья. Лекарственные травы Алексинского края» |
Май 2017 |
Зав. Городским филиалом № 3 |