История одной любви. История одной картины
«Пейзажное творчество затмило все его опыты в других жанрах и видах творческой деятельности, – пишет Нина Маркова в статье „Непейзажный Левитан“. – Кто сейчас помнит, что живописец занимался журнальной графикой и книжной иллюстрацией, писал театральные декорации, создавал портреты и натюрморты?»
Но если, случалось, Левитан воспламенялся какой-то художественной идеей, происходила чудесная трансформация – люди на его портретах начинали жить и дышать.
Информ-досье «История одной любви. История одной картины», подготовленное Татьяной Юрьевной Алисовой, заведующей Городским филиалом №2, повествует о создании портрета Софьи Петровны Кувшинниковой, возлюбленной Левитана, бывшей рядом с художником долгих 8 лет, – и это были самые плодотворные годы в его биографии.
Иногда говорят, что этот портрет Софьи Петровны грустен и холоден. Но, может быть, он просто объективен? В этом образе задумавшейся женщины Левитан показал и сложность её любовной истории, и так хорошо знакомые современникам «лицо мулатки» и «фигуру Афродиты», и даже её любимое белое атласное платье, которое после болезненного расставания с Левитаном Софья Петровна убрала в шкаф, как реликвию, и больше никогда не надевала…