Евгений Иванович Замятин «Мы»
В раздел⇒ Записки библиотекаря
Здравствуй, дорогой читатель! В этот раз хочется остановиться на писателе, чьё имя долгое время было мало известно широкой аудитории, в силу определённых обстоятельств.
Евгений Иванович Замятин – сын священника, с золотой медалью окончивший гимназию, выпускник Петербургского политехнического (факультет кораблестроения), проходивший практику в доках английского Ньюкасла.
Вполне радужные перспективы открывались перед молодым Замятиным, но… Евгений Иванович увлекся идеями социализма, вступил и был активным членом партии большевиков, с карьерой инженера-кораблестроителя пришлось расстаться.
Сначала на литературной ниве писатель достиг определенных успехов, критики были благосклонны, планировался выход собрания сочинений, но у автора случился конфликт с властью, одной из причин которого стал роман-антиутопия «Мы». В итоге Замятин обращается к Сталину с просьбой разрешить покинуть СССР, и в 1931 году оказывается во Франции.
В романе речь идет о тотальном государстве, на дворе 32 век, общество полностью подконтрольно Хранителям и главе государства – Благодетелю.
Имен нет, они ни к чему, главный герой Д–503 пишет дневник, рассказывая «неведомым своим читателям» о своем повседневном быте. Все ходят в юнифах – универсальной одежде, все действия расписаны по минутам, благодаря часовой скрижали, поначалу все устраивает автора заметок…
Однажды Д встречает И-330 и его мир, математически точный и выверенный, начинает давать сбои. Герой начинает критически относиться к окружающему, в нем просыпаются чувства и эмоции, ранее ему не ведомые.
Д смутно представляет себе, каким мир был раньше. Да, у них есть музей – обычный дом с предметами из прошлого, но на этом познание этого мира заканчивается. Все пространство Д ограничено, так как за периметр попасть невозможно – стена. Постепенно Д начинает все больше сбиваться с привычного ритма, И-330 вовлекает его в ячейку революционеров…
В романе много различных аллегорий: Единое государство и все что за периметром – конфликт города и деревни, тоталитаризм и личность. В произведении много едкой сатиры, сам по себе роман – предупреждение, о том, к каким крайностям может привезти тотальный контроль за человеком.
Критика в Союзе уничтожила роман, при этом Хакскли и Оруэлл отмечали большое влияние романа на их творчество. Впервые роман увидел свет в Нью-Йорке в 1925 году, но при этом не теряет своей актуальности и почти сто лет спустя.
Приятного чтения и до встречи в библиотеке!
М. Е. Белоусов,
библиотекарь Отдела организации
и использования единого фонда