Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

 Программа по знакомству детей со сказками «Сказочная азбука»

Скачать в документ в форме MS Word

 

Информационная карта программы

Название программы

Программа по знакомству детей со сказками «Сказочная азбука»

Разделы программы

  • «Путешествие по сказкам»
  • «Слушаю, представляю, творю»
  • «В мире книг. Читаем сказки»

Разработчик программы

       Методический отдел, Детский отдел Центральной городской библиотеки МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система» им. князя Г.Е. Львова

Ф.И.О. руководителя учреждения

      Директор Макеева С.Г.

Контактные данные

Почтовый адрес: 301369 г. Алексин, Тульская область, ул. 50 лет Октября, д. 2

Участники и партнеры в реализации программы

Участники - воспитанники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11» (старший дошкольный возраст),  учащиеся младших классов МБОУ «СОШ № 1», воспитатели, классные руководители, родители.

Партнеры - Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин; учреждения культуры города; СМИ

Обоснование актуальности программы

     Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. 

     К тому же, дети, в силу своего возраста, испытывают ряд детских проблем: капризничают, не убирают за собой игрушки, не хотят есть, стесняются, не любят умываться, жадничают, имеют проблемы со сном, много времени проводят за компьютером или у телевизора, грубят родителям, дерутся, не могут найти со сверстниками общий язык, обманывают, боятся темноты, гостей и многое др.

    Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.

   Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности, которые можно развить  с помощью сказок.

     Эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью. Знакомство со сказками всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты сказок переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

     Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки.

Задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к произведениям устного народного творчества – сказкам; помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий и правил доброй, совестливой жизни; формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
  2. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; развивать звуковую культуру речи детей.

3. Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

4. Знакомство с народными, авторскими сказками русских и зарубежных писателей из фонда библиотеки.

       Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации мероприятий программы «Сказочная азбука».

Краткое содержание программы

       Программа по знакомству детей со сказками утверждена директором МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.

       Программа содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель.

     «Путешествие по сказкам» - мероприятия, направленные на ознакомление с историей возникновения сказок, основными видами сказок, с творчеством художников, иллюстраторов сказок.  В этом разделе главный упор сделан на приобщение детей к миру сказок.

    «Слушаю, представляю, творю» -  мероприятия по развитию детского творчества через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. Этот раздел включает организацию конкурсов рисунков, поделок по сказкам, инсценирование сказок, лепку, раскрашивание иллюстраций и др. мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей. Через творческую деятельность ребенок способен глубже почувствовать образность художественного слова сказок, самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

      «В мире книг. Читаем сказки». Данный раздел включает в себя выставочную, рекламную и издательскую деятельность (тематические выставки, рекомендательные списки, тематические буклеты, закладки), которая познакомит начинающих читателей и их родителей с литературой данной тематики. Мероприятия данного раздела направлены на создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению сказок.

Сроки и этапы выполнения программы

     Сроки реализации программы: сентябрь 2015 г. – июнь 2016 г.

     Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.

I этап –  организационно – подготовительный (предпрограммный): подготовка документации по программе; подбор и изучение литературы по теме программы; постановка цели и задач, составление перспективного плана работы.

II этап – практический. Реализация основных мероприятий программы.

III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы детского отдела по знакомству детей со сказками.

IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • Получение дополнительных знаний о сказках, развитие интереса к чтению сказок.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Преодоление негативных состояний у детей.           
  • Усвоение ребенком добродетели, на­правленность и открытость его к добру.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

 

Пояснительная записка

Сказка – один из старейших жанров народного творчества, вобравший в себя мудрость поколений и веков. Она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным.

Сказки в детстве – это целая жизнь, волшебный мир вымышленных персонажей и самых невероятных историй. А потому с помощью сказок можно не только научить ребенка добру, вежливости, отзывчивости и многим другим ценным качествам, но и помочь ему преодолеть детские проблемы.

Сказка не дает прямых наставлений ребенку (слушайся родителей, уважай старших, не обижай младших), но в ее содержании заложен урок, который он при чтении прекрасно воспринимает.

Сказка учит добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в  торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолевать трудности.

Сказка - волшебная возможность проникнуть в душу ребенка, использующая всю силу художественных средств и воображения маленького человека.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

В библиотеку приходит много детей, и именно библиотека, мобилизуя все способы, приемы, механизмы, методики, способна сформировать творческие качества личности на основе знакомства со сказкой: воображение, вербальные способности, наблюдательность, образную память, способность к импровизации, к выразительному движению, к мышлению, к сравнительно-оценочной деятельности, т.е. ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.

Программа «Сказочная азбука» разработана в  помощь в воспитании у детей ценностных ориентаций посредством сказки.

 

Основные направления  реализации программы

®              Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих знакомству детей со сказками.

®              Выработка образовательной стратегии, которая призвана служить воспитанию у детей ценностных ориентаций через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

®                     Реализация идеи воспитания в детях уважения к самому себе и другим детям.

Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по знакомству детей со сказками, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.

 

Инициатор программы: Детский отдел  МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова.

Куратор  программы:  Методический  отдел  МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова, методист – Денисова  Наталья  Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.

 

В рамках данной программы предусмотрено:

  • воспитание культуры чтения книг о нравственных качествах человека: милосердии, доброте, справедливости;
  • организация массовых мероприятий (обзоры новой литературы, уроки доброты, литературные праздники и вечера, конкурсы, тематические программы,  игры-занятия и т.д.), способствующих привлечению в библиотеку детей и подростков;
  • привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству с библиотекой учреждений, ведущих работу по нравственному воспитанию детей и подростков.