Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Программа по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на 2016-2017 гг. «Воспитание души»

«Нравственность – основа всех человеческих ценностей…»
(А. Эйнштейн)

 Скачать

  Информационная карта программы

Название программы

Программа по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и  младшего школьного  возраста на  2016-2017  гг. «Воспитание души»

 

Разделы программы

1. «Я - гражданин России!»

2. «Уроки хороших манер»

3. «Чудесный мир природы»

4. «Учимся видеть прекрасное»

5. «Живая лампада»

 

Разработчик программы

Методический отдел, Городской филиал №2 МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система» им. князя Г.Е. Львова

 

Ф.И.О. руководителя учреждения

Директор: С. Г. Макеева 

 

Контактные данные

Почтовый адрес: 301367 г. Алексин, Тульская обл.,

шоссе Ген. Короткова, д. 3

 

Участники и партнёры программы

Участники программы: дети дошкольного возраста, учащиеся начальных классов.

Партнёры программы: Городской филиал №4, педагоги начальных классов  МБОУ «СОШ № 2», педагоги дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ», методисты и воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28».

 

Обоснование актуальности программы

В настоящее время общество столкнулось с проблемой нравственного воспитания личности подрастающего поколения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подрастающего поколения искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, ихотличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Публичные библиотеки вправе претендовать на роль одного из основных социальных институтов, призванных нести ответственность за нравственное воспитание детей.

В библиотеке создана среда, пропитанная духовностью и нравственностью, попадая в которую, ребенок невольно впитывает все то положительное, что накоплено человечеством.

В библиотеке используются активные формы работы, включившись в которые дети имеют возможность высказаться, дать оценку чему - либо, активно выразить свое отношение, услышать мнение других, т.е. накапливать положительный опыт и расти духовно и нравственно.

В фондах библиотеки - колоссальные информационные ресурсы, с помощью которых можно найти ответ практически на любой вопрос в сфере  нравственности, духовности, психологии, эстетики,  творчества.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки библиотечной программы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и  младшего школьного  возраста «Воспитание духа».

 

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование основ моральных качеств ребенка; приобщение детей к моральным и нравственным ценностям.

Задачи программы:

  • ·         формирование у детей нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • ·         формирование нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению испытаний);
  • ·         формирование нравственного облика (терпения, милосердия,  незлобивости);
  • ·         формирование позитивных отношений к другим людям, себе (развитие у детей уверенности в себе; формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого; развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и сверстниками);
  • ·         развитие морального сознания (развитие нравственных представлений, суждений, понятий; развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности; формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность);
  • ·         воспитание у детей гуманных чувств и отношений; начал патриотизма и интернационализма; трудолюбия, умения и желания трудиться; воспитание начал коллективизма.

 

Краткое содержание программы

 

       Программа содержит пять разделов мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель.

 

1 раздел«Я - гражданин России!» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на  воспитание гражданственности, патриотизма, дающих элементарные представления о важнейших событиях истории России;  развивающих умение отвечать за свои поступки; повышающих интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны; воспитывающих уважение к защитникам Родины.

 

2 раздел «Уроки хороших манер»  - мероприятия, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания. В этом разделе главный упор сделан на формирование начальных представлений о правилах поведения; умения различать хорошие и плохие поступки; воспитание отрицательного отношения к  грубости, оскорбительным словам и действиям.

 

3 раздел «Чудесный мир природы» - мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению детей, направленные на  воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде. Задачи данного раздела: развитие у детей экологической культуры; формирование экологических знаний, умений и навыков деятельности в природе; воспитание любви к природе, стремления беречь, приумножать ее.

 

4 раздел «Учимся видеть прекрасное» состоит из мероприятий, цель которых - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, воспитание ценностного отношения к прекрасному. Эта цель реализуется в процессе чтения книг, занятий художественным творчеством, ознакомления с произведениями искусства, выставками.

 

5 раздел «Живая лампада» состоит из мероприятий, направленных на воспитание православной культуры, включающих знакомство с православными народными традициями, православным календарём; формирующих элементарные представления о  роли религии в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Формы и методы

В перечень мероприятий программы включены тщательно отобранные мультфильмы, поучительные сказки, беседы; занимательные игры и развивающие задания, с использованием инновационных форм работы; творческая художественная деятельность детей; организация выставок.

В ходе реализации программы дети должны будут разрешать проблемные ситуации,  работать в группах и выполнять творческие задания.

Сроки выполнения программы

Сроки реализации программы: 2016-2017 г.г..

I этап – подготовительный – август 2016 г. (разработка конкретных мероприятий по реализации программы).

II этап – основной – сентябрь 2016 – июнь 2017 г. (реализация основных целей и задач программы; проведение запланированных мероприятий в рамках программы «Воспитание души»).

III этап – заключительный - июль 2017 г. (подведение итогов по реализации программы; соответствие результатов реализации программы с поставленными целью и задачами).

 

Ожидаемые результаты

 

 

 

Ожидаемые результаты - принятие детьми конкретных моральных ценностей: правил или идей, формирование основ моральных качеств.

 

Иметь представления:

- о дружбе, товариществе;

- о милосердии, доброте;

- о нравственных нормах поведения;

- о правилах речевого этикета;

- о растительном и животном мире;

- справедливо оценивать свои поступки и поступки друзей;

- справедливо решать споры и конфликты;

- сопереживать успехам и неудачам друзей;

- уважительно относиться к друзьям;

- критично относиться к своим поступкам и поступкам друзей.

 

Уметь:

- доброжелательно и уважительно относиться к близким;

- различать хорошие и плохие поступки;

- проявлять доброту в общении с детьми;

- распознавать аморальные качества (трусость, жестокость, леность, лживость), давать им оценку;

- учитывать и принимать позицию другого;

- определять дружеские проявления людей;

- взаимодействовать в команде;

- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;

- бережно относиться к растениям, животным и птицам.

 

Иными словами, если дети осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях будут стремиться поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

 

Пояснительная записка

 

Социально-нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной задачей формирования личности является выработка у детей активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с дошкольного возраста, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека.

Содержание программы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного и  младшего школьного  возраста на  2016-2017  гг. «Воспитание души» предусматривает формирование у детей нравственных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению; ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважение и любви к Родине.

        В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагаем только он – универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа.

Более значимыми становятся книги по истории нашей Родины, о ее славных победах, о вкладе России в мировую культуру, о православных народных традициях. Особое место в круге чтения детей должны занять книги о природе России, о родном крае.

Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Библиотекарь - руководитель программы «Воспитание души» не назидательно, а легко и доступно должен объяснить самые необходимые жизненные правила. Главное сегодня - найти оправданные способы влияния на чтение детей и развитие их духовных и нравственных качеств.

Не случайно,   выдающийся английский ученый - этнограф Д. Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье».

Программа «Воспитание души» рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 - 2 раза в месяц. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: диалог, беседа, речевая игра, викторина, ролевая игра, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия – утренники, экскурсии, творческие мастерские. Активно и обильно используется наглядность.

 

Перечень мероприятий по реализации программы «Воспитание души»

 

п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Организаторы

 

1.

Разработка программы; разработка конкретных мероприятий по реализации программы; обсуждение и утверждение плана мероприятий программы

август 2016

Директор, методист, заведующая Городским филиалом № 2

 

1. «Я - гражданин России!»

 

1.1.

Вечер-память

«Белые журавли»

октябрь 2016

Зав. Городским филиалом № 2 ,4

 

1.2.

Игра-тест

«Проявляешь ли ты толерантность?»

ноябрь 2016

 

Зав. Городским филиалом № 2 ,4

 

1.3.

Час информации

«Понятия: свобода и вседозволенность»

декабрь 2016

Библиотекарь Городского филиала № 2

 

1.4.

Выставка-история

«17 декабря. Не гаснет памяти свеча»

декабрь 2016

Зав. Городским филиалом № 2

 

1.5.

Виртуальная экскурсия

«Былинные богатыри-защитники России»

февраль 2017

Зав. Городским филиалом № 2 ,4

 

1.6.

Урок мужества

«Города-герои»(День Победы)

май 2017

Зав. Городским филиалом № 2 ,4

 

2. «Уроки хороших манер»

 

2.1.

Выставка-просмотр

 «Добро, рассыпанное по страницам книг»

ноябрь 2016

Библиотекарь

 

 

2.2.

Памятка для родителей

«Добро, рассыпанное по страницам книг»

(детская литература по воспитанию культуры поведения)

ноябрь 2016

Зав. Городским филиалом № 2

 

2.3.

 

 

Эрудит-шоу

«И откроется остров сокровищ!»

(правила этикета)

февраль 2017

Зав. Городским филиалом № 2,№4

 

3. «Чудесный мир природы»

 

3.1

Мультимедийная презентация

 «Заповедные места родного края»

(Приокско-Террасный заповедник)

март 2017

Зав. Городским филиалом № 2 ,№4

 

3.2.

Экологический турнир:

 «Книга нам откроет дверь в мир

 растений и зверей»

июнь 2017

Зав. Городским филиалом № 2,№4

 

4. «Учимся видеть прекрасное»

 

4.1

Слайд-путешествие по картинам

В. М. Васнецова

«Художник и сказка»

октябрь 2016

Зав. Городским филиалом № 2 ,4

 

4.2

Выставка рисунков

«Пусть всегда будет МАМА!»

ноябрь 2016

Библиотекарь Городского филиала№2

 

4.3

Слайд-презентация

«Союзмультфильм. Вячеслав Котёночкин»

90-летию В. М. Котёночкина)

июнь 2017

Зав. Городским филиалом № 2 ,4

 

4.4

Выставка репродукций картин

«В гостях у мариниста И. Айвазовского»

(к 200-летию И. К. Айвазовского)

июль 2017

Зав. Городским филиалом № 2

 

5. «Живая лампада»

 

5.1

Лингвистический праздник

«Путешествие в страну языкознания»

(к 215-летию Вл. Даля)

 

сентябрь 2016

Библиотекарь Городского филиала№2,Зав. Городским филиалом № 4

5.2

Мастерская Деда Мороза

«Рождественские гирлянды»

январь 2017

Зав. Городским филиалом № 2

5.3

Неделя Православной книги

«Живое слово мудрости духовной»

апрель 2017

Библиотекарь Городского филиала№2

5.4

Слайд-экскурсия

«Святые источники Алексинского края»

июнь 2017

Зав. Городским филиалом № 2 ,4