Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Программа по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков«Детская  библиотека – центр воспитания  толерантного  сознания  у детей  через  книгу»

 

cкачать .doc 

Паспорт программы

Наименование программы: программа Городского детского филиала  МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков "Детская  библиотека – центр воспитания  толерантного  сознания  у детей  через  книгу".

Проблема: В настоящее  время в условиях повышенной мобильности населения часто возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями или интеллектуальным уровнем. В  подростковой  среде,  а  иногда  и  среди  детей  младшего  возраста не  редкость присутствие недоброжелательности, озлобленности и даже  агрессивности, имеет место значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях.

 

Обоснование необходимости программы

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью.

Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Алексинский край – многонациональный. В детских садах, школах города и района воспитываются и учатся представители многих национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, чеченцы, таджики, узбеки и др.; есть дети из семей с межнациональным браком. Поэтому возникла необходимость создания этой программы.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Нетерпимость к различиям (расовым, этническим, религиозным, возрастным, гендерным и т.д.) может привести людей к катастрофическим последствиям. Однако попустительство и снисхождение могут не в меньшей степени сотрясти человеческий мир.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Одним из эффективных способов формирования толерантных отношений считается воспитание. Известно немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у детей и подростков. Это использование художественных произведений, различных тематических видеоматериалов, а также организация диалоговых форм работы.

Библиотека – открытая система, куда может прийти любой и каждый. Именно поэтому библиотека, сегодня имеет возможность вести уважительный рассказ о культурах, традициях, взглядах других людей на примерах мировой художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающие их доступными. Нам, библиотекарям, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей и подростков в духе толерантности.

Наша программа "Детская  библиотека – центр воспитания  толерантного  сознания  у детей  через  книгу" разработана в  помощь детям и подросткам в преодолении трудностей в период интолерантности и призвана воспитывать детей и подростков с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире.

 

Основание для разработки

Цель программы: создание эффективных условий для формирования толерантного сознания у детей и подростков с помощью книги и разнообразных форм межличностного общения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • формирование толерантного мировоззрения;
  • формирование межличностной толерантности;
  • воспитание культуры взаимопонимания и позитивного диалога;
  • воспитание у детей и подростков нетерпимого отношения к проявлению агрессии и насилия;
  • продвижение идей толерантности и культуры мира, а также расширение знаний об этническом и культурном многообразии мира.

 

Основные направления реализации программы

 

®              Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.

®              Выработка образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания благожелательной атмосферы в любых детских коллективах, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров и т. п.

®              Реализация идеи воспитания в детях и подростках открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть учить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.

®              Создание благоприятного культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от национальной принадлежности, социальной группы чувствует себя защищённым и способным к открытому взаимодействию с миром.

 

Основные целевые группы, на которые направлена программа

Учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, классные руководители, родители.

Инициатор программы

Городской детский филиал МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова.

 

Партнеры в реализации программы

В тесном контакте с городским детским филиалом сотрудничают:

  • Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
  • Учреждения культуры города;
  • Учебные заведения дошкольного, общего среднего образования; учреждения дополнительного образования города Алексина (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10, 21. 25», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16, МБОУ «СОШ № 11», МБОУ «Гимназия № 13», МБДОУ «ДДТ»);
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр-психолого-медико-социального сопровождения" (МБОУ "ЦПМСС");
  • ГОУ ТО «Алексинская коррекционная общеобразовательная школа для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Местная религиозная организация православный Приход Свято-Успенского храма г. Алексина Тульской области Тульской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
  • СМИ.

Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.

Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.

I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.

III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы городского детского филиала по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков.

IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.

Ожидаемые результаты  программы

 

  • создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
  • создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания детей и подростков;
  • восстановление национальных традиций российской культуры;
  • создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности;

 

Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции толерантного воспитания детей и подростков могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.

 

Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по толерантному воспитанию детей и подростков, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.

 

Куратор  программы:  Методический  отдел  МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова, методист – Денисова  Наталья  Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.

 

 

 

 

План-график работ по Программе

 

Сроки 2016-2017 гг.

Мероприятия

Организаторы мероприятия

Участники мероприятия

Ответственный

До 01.09.2016

Подготовка документации по программе

ГДФ, МО

Администрация библиотеки

 заведующая ГДФ,

До 01.09.2016

Разработка комплекса мероприятий по программе

ГДФ, МО

Администрация библиотеки, представители образовательных учреждений  города Алексина

 заведующая ГДФ

В течение всего срока

Пополнение книжного фонда, информационных ресурсов по толерантному воспитанию

Работники библиотеки

-

ГДФ,

Отдел комплектования

В течение всего срока

Мероприятия по формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе

Заведующая ГДФ

2016год

Сентябрь

Актуальный разговор

«Нас много, мы вместе»

ГДФ

Пользователи библиотеки

Сотрудники библиотеки

Октябрь

Час библиорадушия

«Давайте жить дружно»

ГДФ

 МБДОУ «Д/С комбинированного вида № 25»

Сотрудники библиотеки

Ноябрь

Урок толерантности

«Солнце светит всем одинаково»

 (16 ноября – День толерантности, 20 ноября – Международный день ребёнка, День принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка)

ГДФ

Учащиеся коррекционной школы, 1-7 кл.,

 

Сотрудники библиотеки

Декабрь

Акция

«Возьмёмся за руки друзья»

(3 декабря – Международный день инвалидов)

ГДФ

Учащиеся 5 кл. МБОУ «СОШ № 11», дети МБОУ "ЦПМСС"

Сотрудники библиотеки

2017 год

Январь

Час общения

«Уважая других, уважаешь себя»

 

ГДФ

Учащиеся коррекционной школы 4-6 кл, настоятель  Свято-Никольского храма

Михаил Никитин

Заведующая ГДФ

Февраль

Блиц-опрос

«О богатстве русского языка»

(21 февраля - Международный день русского языка)

ГДФ

Пользователи библиотеки

Сотрудники библиотеки

Март

Психологический урок

«Все различны, все едины, все равны»

ГДФ

Учащиеся школы-гимназии № 13, 6 кл.

Сотрудники библиотеки

Апрель

Диалог-размышление

«Я в мире... Мир во мне»

ГДФ

Пользователи библиотеки

Сотрудники библиотеки

Май

Час откровенного разговора

«Не нужен клад, коли в семье лад»

(15 мая – Международный день семьи)

ГДФ

Учащиеся   8  класса МБОУ «Гимназия № 18», настоятель Свято-Успенского храма

Сотрудники библиотеки

Июнь

Флэш-моб

«Вместе целая страна»

(1 июня – День защиты детей)

ГДФ

Лагерь дневного пребывания

Сотрудники библиотеки

 

Июнь

Информ-беседа

«Настоящий друг - кто он? »

Литературная игровая программа

«Когда живётся дружно, что лучше может быть!»

(9 июня – Международный день друзей)

ГДФ

Лагерь дневного пребывания

МБДОУ «Д/С комбинированного вида № 10»

 

Сотрудники библиотеки

Сотрудники

библиотеки

В течение всего срока

Выставочная деятельность по тематике толерантности

Заведующая ГДФ

2016 год

Сентябрь

Выставка-память

«Эхо бесланской печали»

(ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом)

ГДФ

Пользователи библиотеки

Сотрудники библиотеки

Ноябрь

Книжно-иллюстративная выставка

«Жить в мире с собой и другими»

(16 ноября – Международный день толерантности)

ГДФ

 пользователи библиотеки

Сотрудники библиотеки

Ноябрь

Выставка-поздравление

«Остров радости»

(20 ноября – Международный день ребёнка. 20 ноября – день принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка)

ГДФ

Учащиеся коррекционной школы, 1-3кл.,, пользователи библиотеки

Сотрудники библиотеки

Декабрь

Выставка-пожелание

«Под Новый год поделись своей добротой»

ГДФ

 пользователи библиотеки

Сотрудники библиотеки

2017 год

Май

Выставка-иллюстрация

«Этих дней не смолкнет слава!»

(9 мая - День Победы)

ГДФ

Пользователи библиотеки

Заведующая ГДФ

Июнь

Выставка-информация

«В семье России все едины»

(12 июня-День единства России)

ГДФ

Пользователи

библиотеки

Сотрудники

библиотеки

В течение всего срока

Издательская деятельность, пропагандирующая толерантные модели поведения

Закладки, брошюры, буклеты по данной тематике

Заведующая ГДФ

2016 год

Ноябрь

Памятка

«Будьте добрыми и человечными»

(главные принципы толерантных отношений)

ГДФ МО

Учащиеся коррекционной школы, 1-5 кл, посетители библиотеки

Заведующая ГДФ

2017год

Январь

Буклет

«Другой, другие, о других"»

(понятие толерантность, качества характера толерантного человека, правила толерантного общения, цитаты о толерантности)

ГДФ МО

Уч-ся школ МКР «Соцгород», посетители библиотеки

 

Заведующая ГДФ

Апрель

Закладка

«Я дарю улыбку книге»

(о книгах по толерантности, из фонда ГДФ)

ГДФ МО

Посетители библиотеки, посетители сайта

Заведующая ГДФ

Июнь

Публикация

«Дружить и дружбой дорожить»

(что такое дружба, пословицы, поговорки, стихи о дружбе)

ГДФ

Дети из лагеря дневного пребывания, посетители библиотеки

Заведующая ГДФ

В течение всего срока

Связь с общественностью (СМИ)

Информирование населения через местные СМИ, телекоммуникационные технологии (Интернет) о работе ГДФ по формированию толерантности у детей и подростков

ГДФ

Газеты «Алексинские вести», «Алексинская городская», Алексинское телевидение, официальный сайт администрации МО город Алексин, сайт библиотеки

Заведующая ГДФ

До 31.06.2017г.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

ГДФ

Администрация библиотеки

 Заведующая ГДФ

В рамках данной программы предусмотрено:

  • целенаправленное формирование ядра книжного фонда, информационных ресурсов по толерантному воспитанию;
  • противодействие поступлению и распространению литературы псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества;
  • воспитание культуры чтения книг по толерантности;
  • организация совместных научно-практических конференций и чтений, массовых мероприятий (обзоры новой литературы, уроки доброты, часы общения, литературные праздники и вечера, конкурсы, тематические программы, устные журналы, часы откровенного разговора, вечера-диалоги, встречи, игры-занятия по толерантности и т.д.), способствующих привлечению в библиотеку детей и подростков;
  • привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству с библиотекой учреждений, ведущих работу по толерантному воспитанию детей и подростков.

cкачать .doc