Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Программа по экологическому просвещению и воспитанию детей «Библиотека - центр экологического просвещения детей» на 2016-2017 гг.

скачать

Паспорт программы

Наименование программы: программа Городского филиала № 3 МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по экологическому просвещению и воспитанию детей «Библиотека – центр экологического просвещения детей».

Проблема: Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Для решения этой проблемы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля, начиная с дошкольного возраста, необходимо овладевать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы поведение было экологически осмысленным. Экологическое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении проблем выживания человечества.

Обоснование необходимости программы

В настоящее время взаимоотношения человека и природы очень сложные и напряжённые. Мы ощущаем, как меняется наш климат, меньше остаётся чистых, нетронутых лесов, озёр и рек. Тяжело дышится от выхлопных газов на улицах наших городов. Мы постоянно слышим об озоновых дырах, о загрязнении мирового океана, о страшных последствиях радиационных катастроф. Люди встревожены и понимают, что природа не безгранична. Мы поднимаем и бьём тревогу, потому что в отношении с природой человек переступил нравственный рубеж.

Все мы – дети одного большого царства Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Экология учит понимать тонкие взаимоотношения в мире Природы, сохранять её, жить с ней в согласии с самого детства, раскрывая свои секреты от А до Я.

Возникла необходимость создания программы, направленной на становление начал экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, через познание закономерностей природы.

Роль библиотеки в воспитании экологической грамотности и культуры неоспорима, поскольку она выполняет информационную, воспитательную, методическую функции. Библиотека располагает уникальными возможностями черпать экологические знания из книг, периодических изданий и других носителей информации.

Библиотека совершенствует свой справочный аппарат, создавая картотеки, продолжает пополнять тематические папки, подборки экологической тематики. Новые источники информации позволяют вносить разнообразие в традиционные формы работы библиотеки, в систему справочно-библиографического обслуживания.

Для продвижения экологической информации к читателю организуются книжные выставки, беседы, обзоры, громкие чтения, утренники, викторины, праздники, игры. Мероприятия развивают интерес к окружающему миру, ответственность за мир растений и животных, знакомят с правилами поведения в природе.

Библиотека может сыграть значительную роль в экологическом просвещении детей дошкольного возраста, где они могут получить широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни людей, увидеть красоту мира и родного края, научиться его любить и беречь.

Наша программа направлена на формирование экологической грамотности и культуры детей дошкольного возраста. Программа приурочена к Году экологии в Российской Федерации.

Основание для разработки

Цель программы: Формирование начал экологического сознания, экологической культуры детей дошкольного возраста, первоначальных практических навыков рационального природопользования, активной позиции через их приобщение к духовным ценностям природы и культуры.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • прививать детям навыки природоохранной деятельности, знакомить их с основами экологии;
  • формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, учить размышлять над экологическими проблемами;
  • расширять экологический кругозор;
  • пробуждать интерес к родной планете, своему краю, познакомить детей с экологическими проблемами своей малой родины.
  • привлекать к чтению книг экологической тематики;
  • способствовать развитию творческих способностей через участие в литературных конкурсах, конкурсах рисунков и поделок и др.;
  • воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, потребность в общении с природой.

Формы и методы

Выставки, часы информации, экологические конкурсы, викторины, акции, экологические сказки, игры, беседы, праздники, использование видео и аудиозаписей, электронной презентации.

Основные целевые группы, на которые направлена программа

Воспитанники дошкольного учреждения, педагоги, музыкальный руководитель, родители.

Инициатор программы

Городской филиал № 3 МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.

Партнеры в реализации программы

В тесном контакте с Городским филиалом № 3 сотрудничают:

  • Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 18;
  • СМИ.

Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.

Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.

I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.

III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы Городского детского филиала по экологическому просвещению и воспитанию детей.

IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.

Ожидаемые результаты программы

 

  • Совершенствование работы по экологическому воспитанию в Городском филиале № 3.
  • Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
  • Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
  • Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
  • Формирование положительного имиджа библиотеки.

Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции экологического просвещения и воспитания детей могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.

 

Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по экологического просвещению и воспитанию детей могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.

Куратор программы: Методический отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова, методист – Денисова Наталья Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.

Программа содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель.

Раздел 1. «Человек и природа». Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление детей с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.

Темы:

  • «Экологические опасности в окружающем мире» и «Экологическая безопасность в детском саду и дома, в природной среде: учусь предосторожности».
  • «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях).

Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты». Главные задачи этого раздела - с помощью разнообразных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.

Темы:

  • Царство животных
  • Царство растений
  • Природные стихии

Раздел 3. «Милая Родина моя». Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.

План-график работ по Программе

п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Организаторы

1.

Подготовка документации по программе

До 01.09.2016

Методист, заведующая Городским филиалом № 3

2.

Разработка комплекса мероприятий по программе

До 01.09.2016

Методист, заведующая Городским филиалом № 3

3.

Пополнение книжного фонда, информационных ресурсов по экологическому просвещению и воспитанию

В течение всего срока

 

Раздел 1. «Человек и природа»

2016 год

1.1.

Беседа

«Земля - наш общий дом»

Книжная выставка

«Земля - наш общий дом»

12.10.2016

Зав. Городским филиалом № 3

2017 год

1.2.

 

 

Час размышления

«Экологические опасности в окружающем мире»

Книжная выставка

«Чистая экология – здоровая жизнь»

Экологическая акция

«Вторая жизнь пластиковой бутылки»

Февраль

 

Февраль

 

Зав. Городским филиалом № 3

Воспитатель

1.3.

Урок-предупреждение

«Жалобная книга природы»

Выставка, обзор

«Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету»

Конкурс рисунков

«Природа просит о помощи»

Сентябрь

Зав. Городским филиалом № 3

 

 

 

Воспитатель

Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты»

2016

2.1.

Конкурс знатоков

«По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?»

04.10.2016

Зав. Городским филиалом № 3

2.2.

Литературный час о творчестве К. Паустовского

«С природой одной он жизнью дышал»

Ноябрь

Зав. Городским филиалом № 3

2.3.

Литературно-экологическая развлекательная программа

«Забавы зимушки – Зимы»

Декабрь

Зав. Городским филиалом № 3

2017 год

2.4.

Час информации

«Что мы знаем о собаках?»

Конкурс рисунков

«Алексинские ребята о любимых зверятах»

Январь

Зав. Городским филиалом № 3

Воспитатель

2.5.

Познавательный час

«Живут на свете кошки»

Выставка

«Мордочка, хвост и четыре ноги»

Март

Зав. Городским филиалом № 3

2.6.

День птиц

«На крыльях весну принесли»

Выставка, обзор

«Страна пернатых»

Апрель

Зав. Городским филиалом № 3

2.7.

Выставка цветов

«Природы милое творенье»

Урок-общение

«Цветы - бесценный дар природы»

Книжная выставка, игра

«Щедрое лето»

Июнь

Зав. Городским филиалом № 3

2.8.

Экопутешествие

«Деревья - украшение земли»

(по книге В. Морозова «Рассказы о русском лесе»)

Октябрь

Зав. Городским филиалом № 3

2.9.

Экологический праздник ко Дню Зиновия Синичкина

«Синичкин день»

Ноябрь

Зав. Городским филиалом № 3

2.10.

Умные часы

«Экологические уроки сороки Варвары»

Декабрь

 

Раздел 3. «Милая Родина моя»

3.1

Акция по уборке мусора на участке

«Жить приятней в чистоте»

Апрель 2017

Воспитатель

3.2.

Лекарственный эко-час

«Кладовая здоровья. Лекарственные травы Алексинского края»

Май 2017

Зав. Городским филиалом № 3