Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОГРАММА по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков
«Детская библиотека – школа толерантности»

Паспорт программы

Наименование программы: программа детского отдела МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков «Детская библиотека - школа толерантности».

Проблема: В настоящее  время в условиях повышенной мобильности населения часто возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями или интеллектуальным уровнем. В  подростковой  среде,  а  иногда  и  среди  детей  младшего  возраста не  редкость присутствие недоброжелательности, озлобленности и даже  агрессивности, имеет место значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях.

 Обоснование необходимости программы

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью.

Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Алексинский край – многонациональный. В детских садах, школах города и района воспитываются и учатся представители многих национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, чеченцы, таджики и др.; есть дети из семей с межнациональным браком. Поэтому возникла необходимость создания этойпрограммы.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Нетерпимость к различиям (расовым, этническим, религиозным, возрастным, гендерным и т.д.) может привести людей к катастрофическим последствиям. Однако попустительство и снисхождение могут не в меньшей степени сотрясти человеческий мир.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Одним из эффективных способов формирования толерантных отношений считается воспитание. Известно немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у детей и подростков. Это использование художественных произведений, различных тематических видеоматериалов, а также организация диалоговых форм работы.

Библиотека – открытая система, куда может прийти любой и каждый. Именно поэтому библиотека, сегодня имеет возможность вести уважительный рассказ о культурах, традициях, взглядах других людей на примерах мировой художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающие их доступными. Нам, библиотекарям, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей и подростков в духе толерантности.

Наша программа «Детская библиотека - школа толерантности» разработана в  помощь детям и подросткам в преодолении трудностей в период интолерантности и призвана воспитывать детей и подростков с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире.

Основание для разработки

Цель программы: создание эффективных условий для формирования толерантности у детей и подростков с помощью книги и разнообразных форм межличностного общения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • формирование толерантного мировоззрения;
  • формирование межличностной толерантности;
  • воспитание культуры взаимопонимания и позитивного диалога;
  • воспитание у детей и подростков нетерпимого отношения к проявлению агрессии и насилия;
  • продвижение идей толерантности и культуры мира, а также расширение знаний об этническом и культурном многообразии мира.

 Основные направления  реализации программы

®              Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.

®              Выработка образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания благожелательной атмосферы в любых детских коллективах, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров и т. п.

®              Реализация идеи воспитания в детях и подростках открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть учить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.

®              Создание благоприятного культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от национальной принадлежности, социальной группы чувствует себя защищённым и способным к открытому взаимодействию с миром.

 Основные целевые группы, на которые направлена программа

Учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, классные руководители, родители.

 Инициатор программы

Детский отдел  МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова.

Партнеры в реализации программы

В тесном контакте с детским отделом библиотеки сотрудничают:

  • Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
  • Учреждения культуры города;
  • Учебные заведения дошкольного, общего среднего образования; учреждения дополнительного образования города Алексина (МБОУ ДОД «ДДТ»);
  • ГУСОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Алексинского района»;
  • СМИ.

 Сроки реализации программы: сентябрь 2014г. – июнь 2015г.

Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.

I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.

III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы детского отдела по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков.

IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.

 Ожидаемые результаты  программы

  • создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
  • создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания детей и подростков;
  • восстановление национальных традиций российской культуры;
  • создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности;

 Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции толерантного воспитания детей и подростков могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.

 Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по толерантному воспитанию детей и подростков, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.

 Куратор  программы:  Методический  отдел  МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова, методист – Денисова  Наталья  Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.

 

Паспорт программы <скачать>
Презентация: Обычаи, обряды и традиции русского народа 
 Экскурс в историю «Как мало о тебе ещё мы знаем, как много изучить нам предстоит»
Аналитическая справка по результатам анкетирования по определению уровня толерантности