Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОГРАММА по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков
«Детская библиотека – школа толерантности»

Паспорт программы

Наименование программы: программа детского отдела МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков «Детская библиотека - школа толерантности».

Проблема: В настоящее  время в условиях повышенной мобильности населения часто возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями или интеллектуальным уровнем. В  подростковой  среде,  а  иногда  и  среди  детей  младшего  возраста не  редкость присутствие недоброжелательности, озлобленности и даже  агрессивности, имеет место значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях.

 Обоснование необходимости программы

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью.

Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Алексинский край – многонациональный. В детских садах, школах города и района воспитываются и учатся представители многих национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, чеченцы, таджики и др.; есть дети из семей с межнациональным браком. Поэтому возникла необходимость создания этойпрограммы.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Нетерпимость к различиям (расовым, этническим, религиозным, возрастным, гендерным и т.д.) может привести людей к катастрофическим последствиям. Однако попустительство и снисхождение могут не в меньшей степени сотрясти человеческий мир.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Одним из эффективных способов формирования толерантных отношений считается воспитание. Известно немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у детей и подростков. Это использование художественных произведений, различных тематических видеоматериалов, а также организация диалоговых форм работы.

Библиотека – открытая система, куда может прийти любой и каждый. Именно поэтому библиотека, сегодня имеет возможность вести уважительный рассказ о культурах, традициях, взглядах других людей на примерах мировой художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающие их доступными. Нам, библиотекарям, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей и подростков в духе толерантности.

Наша программа «Детская библиотека - школа толерантности» разработана в  помощь детям и подросткам в преодолении трудностей в период интолерантности и призвана воспитывать детей и подростков с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире.

Основание для разработки

Цель программы: создание эффективных условий для формирования толерантности у детей и подростков с помощью книги и разнообразных форм межличностного общения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • формирование толерантного мировоззрения;
  • формирование межличностной толерантности;
  • воспитание культуры взаимопонимания и позитивного диалога;
  • воспитание у детей и подростков нетерпимого отношения к проявлению агрессии и насилия;
  • продвижение идей толерантности и культуры мира, а также расширение знаний об этническом и культурном многообразии мира.

 Основные направления  реализации программы

®              Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.

®              Выработка образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания благожелательной атмосферы в любых детских коллективах, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров и т. п.

®              Реализация идеи воспитания в детях и подростках открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть учить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.

®              Создание благоприятного культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от национальной принадлежности, социальной группы чувствует себя защищённым и способным к открытому взаимодействию с миром.

 Основные целевые группы, на которые направлена программа

Учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, классные руководители, родители.

 Инициатор программы

Детский отдел  МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова.

Партнеры в реализации программы

В тесном контакте с детским отделом библиотеки сотрудничают:

  • Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
  • Учреждения культуры города;
  • Учебные заведения дошкольного, общего среднего образования; учреждения дополнительного образования города Алексина (МБОУ ДОД «ДДТ»);
  • ГУСОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Алексинского района»;
  • СМИ.

 Сроки реализации программы: сентябрь 2014г. – июнь 2015г.

Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.

I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.

III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы детского отдела по воспитанию культуры толерантного (межнационального) общения  детей и подростков.

IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.

 Ожидаемые результаты  программы

  • создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
  • создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания детей и подростков;
  • восстановление национальных традиций российской культуры;
  • создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности;

 Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции толерантного воспитания детей и подростков могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.

 Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по толерантному воспитанию детей и подростков, могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.

 Куратор  программы:  Методический  отдел  МБУК  «АЦБС»  им. князя  Г.Е. Львова, методист – Денисова  Наталья  Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.

 

Паспорт программы <скачать>
Презентация: Обычаи, обряды и традиции русского народа 
 Экскурс в историю «Как мало о тебе ещё мы знаем, как много изучить нам предстоит»
Аналитическая справка по результатам анкетирования по определению уровня толерантности

 

 

 



Яндекс.Метрика
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")