Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Людмила Стефановна Петрушевская
«Маленькая девочка из Метрополя»

Совсем скоро будет справлять день рождения известная писательница, лауреат многочисленных премий, причем не только российских, Людмила Стефановна Петрушевская. Хотя нет, не совсем правильно будет ограничиваться только писательницей по отношению к этой удивительной женщине! Петрушевская еще и сценарист, певица, автор музыкального проекта, детских сказок, а на заре творческого пути пробовала себя и в поэзии. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем.

Если взять ее повести, в них сразу располагает точность в описании героев, не только внешности, но и внутреннего мира,  в этом чувствуется что-то от Достоевского. Сюжеты и декорации при этом вполне обыденны: коммуналки, коллективы, но финал историй всегда непредсказуем, что делает произведения Петрушевской запоминающимися.

Язык  героев также привычен для читателей, при этом лирические отступления всегда к месту и заставляют на минутку остановиться и призадуматься. Для примера можно взять «Свой круг» или «Смотровая площадка».

Подробнее же хотелось остановиться на повести «Маленькая девочка из Метрополя». Это автобиография в миниатюре.

Недавно мы всей страной отмечали Великий праздник – День Победы!  Увы, все меньше остается очевидцев тех событий, кто воевал, кто был в тылу и хлебнул лиха после войны. 

В этом произведении Людмила Стефановна рассказывает о своем военном и послевоенном детстве. Без прикрас и без давления на жалость, а просто и понятно. Повествует о том, каково это быть ребенком из семьи врагов народа, когда в коммуналке пользоваться ванной – табу, ведь ты «из той семьи», каково это  ребенку отстаивать многочасовую очередь, дабы отоварить хлебную карточку. Как жестоки бывают сверстники - у них кто-то на фронте, а тебе и крыть нечем…

При этом всегда есть место маленьким радостям, когда «выбравшись ночью к помойным ведрам, чтобы набрать картофельной шелухи, первый раз в жизни видишь настоящую куклу», но горькая правда жизни, что тебе ее не взять, ведь куклу надо холить и лелеять, а самой носить нечего.  И какое счастье купить куклу самой на деньги собранные «Христа ради», правда, здесь пришлось пойти на хитрость, может поэтому кукла почти сразу и потерялась.

Людмила Петрушевская вспоминает о себе и своем семействе с некоторой самоиронией - то ее забудут забрать, то она сама убежит из дома. Ребенком она была непоседливым: дважды быть пионеркой и дважды с позором быть исключенной, такое, наверное,  редко встретишь в биографии.

К своим предкам автор порой тоже иронична, что лишает повесть помпезности и приукрашенности, свойственной многим автобиографиям.  

Прочтя повесть, невольно ловишь себя на мысли, так ли уж сложны твои личные проблемы. Люди пережили войну, разруху и голод, но при этом вырастили детей, дали им знания, опыт, а эти дети подняли страну, стали известными и уважаемыми в различных сферах деятельности. 

Такие люди живут рядом с нами, пока еще живут…  Нам есть с кого брать пример, дорогой читатель.

М. Е. Белоусов,
библиотекарь ООИЕФ ЦГБ